«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»

«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»

«ИСКУ́ССТВО ДЛЯ ИСКУ́ССТВА» («чистое искусство»), название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Как показал Г. В. Плеханов, «склонность художников и людей, живо интересующихся художественным творчеством, к искусству для искусства возникает на почве безнадежного разлада их с окружающей их общественной средой» (Избр. философские произв., т. 5, 1958, с. 693). В качестве примера он рассматривал позицию, выраженную в стихотворении А. С. Пушкина «Поэт и толпа» (1828), и делал вывод, что в разных условиях указанные концепции различны как по социальным и идеологическим истокам, так и по объективному смыслу.

Идеи «чистого искусства» (нередко оспариваемые творческой практикой самих его сторонников) оформляются в теорию к середине XIX в. во многом как реакция на утилитаризм философии Просвещения и меркантилизм буржуазных общественных отношений. Воспринимая весь строй буржуазной жизни как последовательное отрицание эстетического идеала, художники и поддерживающие их теоретики искусства стремятся воссоздать мир красоты помимо и вопреки действительности, что и приводит их подчас к взгляду на искусство как на некую сферу самодовлеющего эстетизма. Во Франции доктрина «чистого искусства» получила распространение еще в 30‑х гг. XIX в. и наиболее отчетливо выявилась в 50‑х гг. у представителей школы «парнасцев» (см. «Парнас»); в Великобритании — в 60‑х гг. XIX в. (А. Суинберн, позже — У. Патер, О. Уайльд). С конца XIX в. концепция «И. д. и.» резче обнаруживают склонность к эстетству и подчеркнутое пренебрежение к нравственным вопросам. Идеи «чистого искусства» чаще всего входят составной частью в иные, подчас эклектичные эстетические теории.

В России идеи и лозунг «И. д. и.» в середине XIX в. были полемически противопоставлены натуральной школе (выступления А. В. Дружинина, В. П. Боткина, П. В. Анненкова и др.). Они были подвергнуты критике русской революционной демократами, выдвинувшими принцип гражданского служения искусства, в дальнейшем — марксистской литературно-художественной критикой (в частности, в контексте ее борьбы против декадентства, модернизма). Указывая на социальные истоки различных вариантов «И. д. и.», марксизм раскрывает конкретно-исторический смысл их противостояния общественной активности и классовой борьбе. Литература социалистического реализма и близких ему направлений в зарубежном искусстве несовместима с каким-либо проявлениями «чистого искусства», безразличного к борьбе за социальный прогресс. Марксистско-ленинская эстетика непримирима к антиобщественным тенденциям в литературе, будь то продукция т. н. массовой литературы или же формализма и «И. д. и.».

Литература:
Гилберт К., Кун Г., Общество и художник, в их кн.: История эстетики, пер. с англ., М., 1960;
Егоров Б. Ф., «Эстетическая» критика без лака и без дегтя, «ВЛ», 1965, № 5;
Осповат Ал., Короткий день рус. «эстетизма», «Лит. учеба», 1981, № 3.

В. Д. Сквозников.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»" в других словарях:

  • "ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА" — эстетич. концепция, отрицающая связь художеств. творчества с обществ. жизнью, с трудовой и обществ. историч. практикой людей, противопоставляющая иск во действительности как некую абсолютную, замкнутую в себе ценность, как самоцель. В истории иск …   Философская энциклопедия

  • Искусство для искусства —          чистое искусство , название эстетической концепций, утверждающих самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественной жизни. Как показал Г. В. Плеханов, склонность художников и людей, живо… …   Художественная энциклопедия

  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» —         «чистое искусство», эстетич. доктрина (и соответствующие ей формы художеств. практики), утверждающая самоценность искусства и выступающая против его служения нравств., политич. и иным внеэстетич. целям. С этой т. зр. ценность искусства… …   Философская энциклопедия

  • ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» («чистое искусство»), название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи «искусства для искусства» оформились… …   Энциклопедический словарь

  • ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — ( чистое искусство ), название ряда эстетических концепций, утверждающих независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи искусства для искусства оформились в теорию к середине 19 в …   Современная энциклопедия

  • ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — ( чистое искусство ) название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи искусства для искусства оформились в теорию к сер. 19 в. (Т.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • “Искусство для искусства” — (“чистое искусство”), название ряда эстетических концепций, утверждающих независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи “искусства для искусства” оформились в теорию к середине 19 в.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Искусство для искусства — С французского: L art pour I art. Автор этих слов французский философ Виктор Кузэн (1792 1867), который впервые высказал эту мысль в 22 й лекции курса философии, прочитанного им в Сорбонне (1818). Этот тезис, вызвавший горячие споры, впоследствии …   Словарь крылатых слов и выражений

  • "Искусство для искусства" — («чистое искусство»), эстетическая концепция 19 – нач. 20 в., утверждающая самоцельность и самодостаточность художественного творчества, независимость искусства от политики, идеологии и злободневных общественных проблем, провозглашающая высшей… …   Литературная энциклопедия

  • «искусство для искусства» — «искусство для искусства», «чистое искусство», название эстетической концепций, утверждающих самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественной жизни. Как показал Г. В. Плеханов, склонность художников и… …   Художественная энциклопедия

  • Искусство для искусства — («Искусство для искусства», )         «чистое искусство», название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Как показал Г. В. Плеханов,… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»